Формирование предложно-падежных конструкций у дошкольников с ТНР. Учитель-логопед Мартынова М.А.

 

Одним из направлений коррекционной работы по формированию лексико-грамматических категорий у детей является обучение пониманию и правильному употреблению предлогов. При изучении особенностей употребления предлогов пространственного значения детьми старшего дошкольного возраста были выявлены недостатки в виде следующих ошибок:

  • пропуски предлога при употреблении существительного в исходной форме;
  • замещения предлога гласным звуком;
  • замещения предлога другим предлогом;
  • ошибки употребления падежных окончаний управляемых слов;
  • поиски правильного применения предлогов;
  • замена предложно-падежной конструкции другой, менее сложной грамматически правильно оформленной, но с иным значением.

Необходимо помочь детям усвоить правила изменения и соединения слов, научить точно передавать смысловое намерение с помощью языковых средств.

Предложно-падежные конструкции являются сложными для дошкольников, их усвоение происходит в течение длительного времени. Поэтому приходится искать интересные формы преподнесения и закрепления материала.

 

В соответствии с онтогенетическим принципом сначала отрабатываются предлоги В, НА, ПОД с ярко выраженным конкретным значением, а позднее - предлоги НАД, ИЗ, ОКОЛО, ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ПО и др. При этом необходимо учитывать, что с предлогами употребляются следующие падежные формы:

1) Родительный падеж с предлогом У, обозначающий местонахождение, с предлогом С, ИЗ, ДО со значением направления действия (лежит у забора, берет с парты, из портфеля);

2) Дательный падеж с предлогом ПО (значение местонахождения), с предлогом К (значение направления действия). Например: по дороге, к дому, к машине и т.д.;

3) Винительный падеж с предлогами В, НА, ЗА, ПОД (значение направления действия). Например: ставит на стол, кладёт на стол, под стол, за стол.;

4) Творительный падеж с предлогами ЗА, НАД, ПОД, ПЕРЕД (значение местонахождения), обозначающий часть пространства, в пределах которого совершается действие. Например: лежит за книгой, перед книгой;

5) Предложный падеж с предлогами В, НА, обозначающие местонахождение предмета ( лежит на столе).

Из этих примеров также видно, что предложно-падежные конструкции обозначают как местонахождение предмета, место действия, так и направление. Один и тот же предлог, употребляющийся в различных предложно-падежных конструкциях, имеет различные значения. Например, предлог В с винительным падежом обозначает направление действия, а с предложным падежом - местонахождение (кладет на стол, но лежит на столе).